Цветик - семицветик

Цветик-семицветик

Цель. Совершенствовать навыки прямого и обратного счёта. Учить соотносить цифры с количеством предметов. Закреплять уме­ние увеличивать и уменьшать числа. Учить составлять простые задачи и решать их. За­креплять умение составлять изображения предметов из геометрических фигур. Упраж­нять в ориентировке на листе бумаги. За­креплять представления о последователь­ности дней недели. Развивать логическое мышление, умение рассуждать, внимание, память, речь, мелкую моторику рук.

Материал. Изображения дерева, балкона дома, ворон (для фланелеграфа). Восемь баранок, нанизанных на верёвку. Изобра­жение вазы, разрезанное на несколько час­тей в форме геометрических фигур. Цветок из картона с семью лепестками красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, си­него, фиолетового цвета с заданиями на об­ратной стороне. Счетные палочки, карточки с изображением фигурок. Силуэты облаков, на каждом по цифре от 1 до 10. Листы бумаги, карандаши. Конверты с силуэтными картинками, игрушеч­ный зверь - на каждого ребёнка. Лепест­ки из цветной бумаги, которые дети получа­ют за правильные ответы и правильно вы­полненные задания.

Ход занятия

Воспитатель. Сегодня мы отправимся в знакомую вам сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик».

Жила-была девочка Женя. Однажды мама послала её в магазин за баранками. Девоч­ка купила баранки. (Показывает баранки на верёвке.) Сколько баранок купила Женя? (Восемь.) Но пока она шла домой и смотре­ла по сторонам, все баранки съела собака. Сначала собака съела одну баранку. (Снима­ет с верёвки одну баранку.) Сколько бара­нок осталось у девочки? (Семь.) Затем соба­ка съела ещё одну баранку. (Снимает с ве­рёвки.) Сколько баранок осталось у девоч­ки? (Шесть.) Но Женя загляделась на вит­рины магазина и ничего не заметила. А со­бака съела ещё одну баранку. (Снимает с верёвки ещё одну баранку.) Сколько бара­нок осталось у девочки? (Пять.) Верно. (Воспитатель снимает с верёвки остальные баранки по одной - их тоже съела соба­ка, а дети считают.) Когда Женя спохвати­лась, у неё не осталось ни одной баранки. Побежала девочка за собакой, не догнала её, но встретила старушку, которая подари­ла ей волшебный цветок. (Выставляет на доске цветок из картона.) Посмотрите на этот цветок и сосчитайте, сколько у него ле­пестков. (Семь.) Какого цвета лепестки? (Ответы детей.) Сколько красных лепе­стков (синих и т.д.)? (Ответы де­тей.) Значит, из скольких единиц состоит число 7? (Число 7 со­стоит из семи единиц: 7=1+1+1+1+1+1+1.)

Сколько дней в неделе? (Семь.) Как называется первый день недели? (Поне­дельник.) Какой по счёту сего­дня день недели? Какой по счёту день недели будет завтра? Какой был вчера? (Ответы детей.)

Отрываем жёлтый лепесток.

Дети.

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли,

Быть по-моему вели.

Воспитатель (читает задание на обрат­ной стороне лепестка). Вели, чтобы все ба­ранки снова были у Жени. (Нанизывает на верёвку восемь баранок.) Как называется второй день недели? (Вторник.) Отрываем второй, оранжевый, лепесток. (Читает за­дание.) Нужно составить задачу про баран­ки. Сначала вспомним, из чего состоит зада­ча. (Условие, вопрос, решение, ответ.) Ка­кое условие у нашей задачи? ( условие- это маленький рассказ с числами)

Первый ребёнок. У Жени было восемь баранок. Одну баранку съела собака.

Воспитатель. Какой вопрос? С какого слова начинается вопрос? (сколько?)

Второй ребёнок. Сколько баранок оста­лось у Жени?

Воспитатель. Какое решение?

Третий ребёнок. 8-1=7.

Воспитатель. Какой ответ у нашей за­дачи?

Четвёртый ребёнок. У Жени осталось семь баранок.

Воспитатель. Какое число 8 по отноше­нию к числу 7? (Последующее.) Назовите число, предыдущее по отношению к числу 7. (6.) Назовите соседей числа 7. (6 и 8.)

За каждый правильный ответ и правильно выполненное задание здесь и далее дети получают по лепестку из цветной бумаги.
Воспитатель. Пришла Женя домой, отдала маме баранки. Потом решила цветок поставить в вазу.

/Взяла она вазу, но посмотрела в окно и увидела ворон. Стала их считать. (Выкла­дывает на фланелеграфе изображения дерева, бал­кона дома и семи ворон.) Сколько ворон сидело на ветках дерева? (Шесть во­рон.) А на балконе? (Одна воро­на.) Сколько всего было ворон? (Семь.) Одна ворона с ветки дерева переле­тела на балкон. Сколько стало ворон на бал­коне? (Две вороны.) Сколько ворон оста­лось на ветке? (Пять ворон.) Вдруг все во­роны взлетели, а потом снова расположи­лись на ветках дерева и на балконе. Вот так! (Выкладывает на фланелеграфе.) Сколько ворон село на балкон? (Три вороны.) А на ветки дерева? (Четыре вороны.) Итак, из каких двух чисел состоит число 7? (Число 7 состоит из чисел 1 и 6, 2 и 5, 3 и 4.)

Пока Женя считала ворон, ваза выскольз­нула у неё из рук и разбилась.

Чтобы мама не ругала Женю, давайте по­можем девочке собрать осколки и склеить вазу. (Показывает детали разрезной кар­тинки.)

Вспомните, как называется третий день недели. (Среда.) Отрываем третий, красный, лепесток.

Дети.

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли,

Быть по-моему вели.

Воспитатель (читает задание на обрат­ной стороне лепестка). Вели, чтобы ваза стала как прежде. Давайте её склеим. Но сначала назовите геометрические фигуры, из которых состоит ваза. (Ответы детей.) Сколько треугольников, квадратов, ромбов, многоугольников? Чем отличается ромб от квадрата? (Ответы детей.)

Дети составляют разрезную картинку.

Воспитатель. Какой день недели идёт по­сле среды? (Четверг.) Отрываем четвёртый, фиолетовый, лепесток.

Захотелось Жене много игрушек. Сколько игрушек получила девочка и что об этом гово­рится в сказке? (Ответы детей.) Чтобы, как Женя, не оказаться на крыше дома, выберите по одной игрушке. (Читает задание на об­ратной стороне лепестка.) Вы должны вы­брать игрушку, назвать её и сказать, где она находится на стеллаже. (Указывает на стел­лаж с игрушками.) Например: «Я хочу взять слонёнка, который стоит на верхней полке, слева от обезьянки и справа от лисички».

Каждый ребёнок выбирает игрушку и описывает её местоположение.

Разминка.

Воспитатель. А теперь отправимся с Же­ней на Северный полюс на ракете. Все при­сели, вытянули руки вперёд: поднимаемся по ступеням трапа.

Дети вместе с воспитателем ведут счёт от 1 до 10 и постепенно выпрямляют­ся. На счёт «десять» встают. Затем ве­дут счёт в обратном порядке, постепенно приседая. На счёт «один - пуск!» подпрыги­вают.

Разминка «Снежок»

1,2,3,4,

Мы с тобой снежок слепили.

Круглый, крепкий, очень гладкий,

(Рисуют в воздухе круг)

Но совсем- совсем не сладкий.

(Грозят указательным пальцем)

Раз- подбросим,

(Поднимают руки)

Два- поймаем,

(Опускают руки)

Три- уроним, (наклоняются, дотрагиваются до пола.)

И сломаем.(подпрыгивают).

 

Воспитатель. Как называется день неде­ли, следующий за четвергом? (Пятница.) Отрываем пятый, синий, лепесток. Чтобы помочь Жене побыстрее вернуться назад предлагаю выполнить задание «Сосчитай и построй». (Воспитатель показывает карточки с изображением фигурок из счетных палочек . Дети рассматривают картинку, считают сколько потребуется палочек, чтобы составить такую же фигурку. Затем рисунок убирается, дети по памяти с помощью счетных палочек воспроизводят фигуру.)

Наступил шестой день недели. Как он на­зывается? (Суббота.) Отрываем шестой, го­лубой, лепесток.

Дети.

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли,

Быть по-моему вели.

Воспитатель. Вели, чтобы Женя оказа­лась снова дома. (Читает задание на об­ратной стороне лепестка.) Чтобы испол­нилось это желание, надо проложить доро­гу от льдины до города. Но дорога затянута облаками. (Воспитатель приглашает детей к доске с силуэтами облаков). Чтобы тронуться с места их надо разогнать (обращается по очереди к каждому ребенку). Возьми облако с цифрой, обозначающей число, стоящее после числа 5, перед числом 4, между числами 7 и 9, и т.д. Дети выполняют задание.

Молодцы! Дорога расчищена!

Как называется последний, седьмой, день недели? (Воскресенье.) У нас остался последний, зелёный, лепесток. Вспомните, как Женя его использовала. (Ответы де­тей.) Да, она оторвала лепесток и загада­ла, чтобы мальчик Витя, который не мог хо­дить, стал здоровым, потому что нельзя быть счастливым, если кто-то рядом с тобой страдает. Я вам предлагаю тоже сделать подарок для Вити.(дети достают из конвертов фигурки и располагают их на листе бумаги)

На картинке: в левом верхнем углу- солнце, в правом верхнем углу- облако, в левом нижнем углу- дом, в правом нижнем углу- елочка.

В конце занятия дети считают свои ле­пестки, выкладывают из них цветы. Воспи­татель называет ребёнка, у которого по­лучился самый большой цветок.