Цветик - семицветик
Цветик-семицветик
Цель. Совершенствовать навыки прямого и обратного счёта. Учить соотносить цифры с количеством предметов. Закреплять умение увеличивать и уменьшать числа. Учить составлять простые задачи и решать их. Закреплять умение составлять изображения предметов из геометрических фигур. Упражнять в ориентировке на листе бумаги. Закреплять представления о последовательности дней недели. Развивать логическое мышление, умение рассуждать, внимание, память, речь, мелкую моторику рук.
Материал. Изображения дерева, балкона дома, ворон (для фланелеграфа). Восемь баранок, нанизанных на верёвку. Изображение вазы, разрезанное на несколько частей в форме геометрических фигур. Цветок из картона с семью лепестками красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего, фиолетового цвета с заданиями на обратной стороне. Счетные палочки, карточки с изображением фигурок. Силуэты облаков, на каждом по цифре от 1 до 10. Листы бумаги, карандаши. Конверты с силуэтными картинками, игрушечный зверь - на каждого ребёнка. Лепестки из цветной бумаги, которые дети получают за правильные ответы и правильно выполненные задания.
Ход занятия
Воспитатель. Сегодня мы отправимся в знакомую вам сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик».
Жила-была девочка Женя. Однажды мама послала её в магазин за баранками. Девочка купила баранки. (Показывает баранки на верёвке.) Сколько баранок купила Женя? (Восемь.) Но пока она шла домой и смотрела по сторонам, все баранки съела собака. Сначала собака съела одну баранку. (Снимает с верёвки одну баранку.) Сколько баранок осталось у девочки? (Семь.) Затем собака съела ещё одну баранку. (Снимает с верёвки.) Сколько баранок осталось у девочки? (Шесть.) Но Женя загляделась на витрины магазина и ничего не заметила. А собака съела ещё одну баранку. (Снимает с верёвки ещё одну баранку.) Сколько баранок осталось у девочки? (Пять.) Верно. (Воспитатель снимает с верёвки остальные баранки по одной - их тоже съела собака, а дети считают.) Когда Женя спохватилась, у неё не осталось ни одной баранки. Побежала девочка за собакой, не догнала её, но встретила старушку, которая подарила ей волшебный цветок. (Выставляет на доске цветок из картона.) Посмотрите на этот цветок и сосчитайте, сколько у него лепестков. (Семь.) Какого цвета лепестки? (Ответы детей.) Сколько красных лепестков (синих и т.д.)? (Ответы детей.) Значит, из скольких единиц состоит число 7? (Число 7 состоит из семи единиц: 7=1+1+1+1+1+1+1.)
Сколько дней в неделе? (Семь.) Как называется первый день недели? (Понедельник.) Какой по счёту сегодня день недели? Какой по счёту день недели будет завтра? Какой был вчера? (Ответы детей.)
Отрываем жёлтый лепесток.
Дети.
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-моему вели.
Воспитатель (читает задание на обратной стороне лепестка). Вели, чтобы все баранки снова были у Жени. (Нанизывает на верёвку восемь баранок.) Как называется второй день недели? (Вторник.) Отрываем второй, оранжевый, лепесток. (Читает задание.) Нужно составить задачу про баранки. Сначала вспомним, из чего состоит задача. (Условие, вопрос, решение, ответ.) Какое условие у нашей задачи? ( условие- это маленький рассказ с числами)
Первый ребёнок. У Жени было восемь баранок. Одну баранку съела собака.
Воспитатель. Какой вопрос? С какого слова начинается вопрос? (сколько?)
Второй ребёнок. Сколько баранок осталось у Жени?
Воспитатель. Какое решение?
Третий ребёнок. 8-1=7.
Воспитатель. Какой ответ у нашей задачи?
Четвёртый ребёнок. У Жени осталось семь баранок.
Воспитатель. Какое число 8 по отношению к числу 7? (Последующее.) Назовите число, предыдущее по отношению к числу 7. (6.) Назовите соседей числа 7. (6 и 8.)
За каждый правильный ответ и правильно выполненное задание здесь и далее дети получают по лепестку из цветной бумаги.
Воспитатель. Пришла Женя домой, отдала маме баранки. Потом решила цветок поставить в вазу.
/Взяла она вазу, но посмотрела в окно и увидела ворон. Стала их считать. (Выкладывает на фланелеграфе изображения дерева, балкона дома и семи ворон.) Сколько ворон сидело на ветках дерева? (Шесть ворон.) А на балконе? (Одна ворона.) Сколько всего было ворон? (Семь.) Одна ворона с ветки дерева перелетела на балкон. Сколько стало ворон на балконе? (Две вороны.) Сколько ворон осталось на ветке? (Пять ворон.) Вдруг все вороны взлетели, а потом снова расположились на ветках дерева и на балконе. Вот так! (Выкладывает на фланелеграфе.) Сколько ворон село на балкон? (Три вороны.) А на ветки дерева? (Четыре вороны.) Итак, из каких двух чисел состоит число 7? (Число 7 состоит из чисел 1 и 6, 2 и 5, 3 и 4.)
Пока Женя считала ворон, ваза выскользнула у неё из рук и разбилась.
Чтобы мама не ругала Женю, давайте поможем девочке собрать осколки и склеить вазу. (Показывает детали разрезной картинки.)
Вспомните, как называется третий день недели. (Среда.) Отрываем третий, красный, лепесток.
Дети.
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-моему вели.
Воспитатель (читает задание на обратной стороне лепестка). Вели, чтобы ваза стала как прежде. Давайте её склеим. Но сначала назовите геометрические фигуры, из которых состоит ваза. (Ответы детей.) Сколько треугольников, квадратов, ромбов, многоугольников? Чем отличается ромб от квадрата? (Ответы детей.)
Дети составляют разрезную картинку.
Воспитатель. Какой день недели идёт после среды? (Четверг.) Отрываем четвёртый, фиолетовый, лепесток.
Захотелось Жене много игрушек. Сколько игрушек получила девочка и что об этом говорится в сказке? (Ответы детей.) Чтобы, как Женя, не оказаться на крыше дома, выберите по одной игрушке. (Читает задание на обратной стороне лепестка.) Вы должны выбрать игрушку, назвать её и сказать, где она находится на стеллаже. (Указывает на стеллаж с игрушками.) Например: «Я хочу взять слонёнка, который стоит на верхней полке, слева от обезьянки и справа от лисички».
Каждый ребёнок выбирает игрушку и описывает её местоположение.
Разминка.
Воспитатель. А теперь отправимся с Женей на Северный полюс на ракете. Все присели, вытянули руки вперёд: поднимаемся по ступеням трапа.
Дети вместе с воспитателем ведут счёт от 1 до 10 и постепенно выпрямляются. На счёт «десять» встают. Затем ведут счёт в обратном порядке, постепенно приседая. На счёт «один - пуск!» подпрыгивают.
Разминка «Снежок»
1,2,3,4,
Мы с тобой снежок слепили.
Круглый, крепкий, очень гладкий,
(Рисуют в воздухе круг)
Но совсем- совсем не сладкий.
(Грозят указательным пальцем)
Раз- подбросим,
(Поднимают руки)
Два- поймаем,
(Опускают руки)
Три- уроним, (наклоняются, дотрагиваются до пола.)
И сломаем.(подпрыгивают).
Воспитатель. Как называется день недели, следующий за четвергом? (Пятница.) Отрываем пятый, синий, лепесток. Чтобы помочь Жене побыстрее вернуться назад предлагаю выполнить задание «Сосчитай и построй». (Воспитатель показывает карточки с изображением фигурок из счетных палочек . Дети рассматривают картинку, считают сколько потребуется палочек, чтобы составить такую же фигурку. Затем рисунок убирается, дети по памяти с помощью счетных палочек воспроизводят фигуру.)
Наступил шестой день недели. Как он называется? (Суббота.) Отрываем шестой, голубой, лепесток.
Дети.
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-моему вели.
Воспитатель. Вели, чтобы Женя оказалась снова дома. (Читает задание на обратной стороне лепестка.) Чтобы исполнилось это желание, надо проложить дорогу от льдины до города. Но дорога затянута облаками. (Воспитатель приглашает детей к доске с силуэтами облаков). Чтобы тронуться с места их надо разогнать (обращается по очереди к каждому ребенку). Возьми облако с цифрой, обозначающей число, стоящее после числа 5, перед числом 4, между числами 7 и 9, и т.д. Дети выполняют задание.
Молодцы! Дорога расчищена!
Как называется последний, седьмой, день недели? (Воскресенье.) У нас остался последний, зелёный, лепесток. Вспомните, как Женя его использовала. (Ответы детей.) Да, она оторвала лепесток и загадала, чтобы мальчик Витя, который не мог ходить, стал здоровым, потому что нельзя быть счастливым, если кто-то рядом с тобой страдает. Я вам предлагаю тоже сделать подарок для Вити.(дети достают из конвертов фигурки и располагают их на листе бумаги)
На картинке: в левом верхнем углу- солнце, в правом верхнем углу- облако, в левом нижнем углу- дом, в правом нижнем углу- елочка.
В конце занятия дети считают свои лепестки, выкладывают из них цветы. Воспитатель называет ребёнка, у которого получился самый большой цветок.