Хоровое пение в детском саду

Хоровое пение в детском саду

(группа детей возраста от 6 до 7 лет)

музыкальный руководитель Побединская С.А.

Многие взрослые незаинтересованно относятся к перспективе обучения своих детей хоровому пению и вообще музыке, объясняя свою позицию отсутствием у ребенка музыкального слуха.

      Действительно, музыкальный слух          - центральное ядро всей системы музыкальных способностей.

      По утверждению многих ученых, музыкальных педагогов, врачей – фониаторов решающую роль в общем развитии музыкального слуха следует отвести вокальной моторике, т.е. пению.

      «Голосовой аппарат является не только исполнителем, но и в такой же мере участником формирования, музыкального слуха и памяти» (В.В.Каменский)

      Таким образом, пение вообще и хоровое – в особенности, является важнейшей основой для развития «музыкально-слуховых представлений», которые обуславливают развитие всех музыкальных способностей (Т.А.Бекман).

      Правильное пение с детства развивает и музыкальный слух, и певческий голос. Владение голосом дает ребенку возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении, и этот эмоциональный всплеск заряжает его жизненной энергией.

      Среди многих важнейших душевных, нравственных и умственных качеств и практических навыков пения в хоре также привычку к длительному сосредоточению внимания.

      Не быть внимательным просто нельзя, не получается стройного пения, не будет хора. Дети это знают и стараются сосредоточиться.

      Процесс обучения пению требует от ребенка большой активности и умственного напряжения. Он учится сравнивать свое пение с пением других, прислушиваться к исполняемой мелодии на фортепиано, сопоставлять характер различных фраз, предложений, оценивать качество исполнения песни.

      Песня благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата.

      В процессе обучения пению особенно активно развиваются музыкальные способности ребенка, эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма.

      Следует отметить еще одну важную особенность хорового пения – его массовость и доступность.

      Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении всестороннего и гармонического развития ребенка.

      В работе с детьми старшего возраста большое внимание уделяют распеванию, т.е. разучиванию упражнений, способствующих развитию звуковысотного слуха, формированию чистоты интонации и расширению диапазона голоса.

      Для этого используют как хорошо знакомые детям упражнения, так и незнакомые, в зависимости от той задачи, которую ставлю перед разучиванием той или иной песни.

      Например в работе над дыханием напевностью, протяженностью звука помогут р.н.п. «Поет, поет соловушка», «У кота воркота», «Вальс» - Тимичеевой.

      В распевке 2-х звуков на один слог – «Дождик, лей на крылечко» - р.н.закличка; «Как под наши ворота» - р.н.п.

      Таким образом, при использовании таких упражнений создается эмоциональная, творческая атмосфера, способствующая тому, что голоса детей постепенно приобретают естественное звучание, певучесть, звонкость.

Методический прием, направленный на развитие певческих навыков

      а) Работая над звукообразованием (высоким, легким, звонким, напевным, подвижным) я использую показ на своем примере, или на примере хорошо поющего ребенка.

      Прислушиваясь, остальные дети стараются делать также. Подражание должно быть осмысленным: надо слышать, сравнивать, оценивать.

      б) Напевность и звучания – помогает правильное протяжное формирование гласных: а, о, у, э, и. При этом я упражняю детей в пении на гласные и слоги («ля-лё»), с полузакрытым ртом. Очень важно точно, ясно выговаривать согласные, особенно в конце слов. В этом случае помогают распевания на слоги «динь-динь», «тинь-тень».

      в) Работа над певческим дыханием – связано со звукообразованием. Здесь необходимы упражнения и напоминания.

      г) Прием развития дикции (правильно, ясное произношение). Каждый ребенок должен осмысленно произносить все слова, хорошо артикулируя. Здесь полезны приемы произнесения текста шепотом, в ритме песни, с музыкальным сопровождением, а также выразительное прочтение текста без музыки.

      д) Перед разучиванием песен полезно исполнять музыкальные попевки в различных тональностях, исполнить несколько раз трудный интервал песни, добиваясь точности звучания от каждого ребенка.

      Так же в своей работе использую такой прием, как пение по музыкальным фразам (цепочкой). Этот прием дает возможность в короткое время проверить уровень музыкального и певческого развития большого количества детей, выявить, кто поет правильно и кто не правильно. Этот прием хорош еще и тем, что активизирует всех детей, заставляя их не отвлекаясь следить за пением своего товарища, чтобы суметь вовремя и точно, интонируя, продолжить песню. Пение цепочкой закрепляет навык правильного дыхания у детей. Я обращаю внимание детей на то, что мелодия не должна прерываться, тянется как ниточка.

      Речевые упражнения и игры желательно включать в каждое занятие.

      Прежде всего, детей необходимо научить бесшумный вдох через нос, не поднимая плеч, и плавный, ровный, без напряжения и толчков выдох.

      Для достижения этого полезны упражнения «Игра со свечой», «Мыльные пузыри», «Игра со снежинками» (развивается речевое дыхание).

      В дальнейшем в каждом задании тренируется не только дыхание, но и др. компоненты речи в комплексе.

      В зависимости от поставленной задачи акцент делается то на дыхание, то на артикуляцию, то дикцию, то на интонацию или высоту звучания.

      а) чтобы голос звучал свободно необходима тренировка мышц всего речевого аппарата.

      Для достижения этого полезны упражнения по типу «стона – (Больной зуб)», «капризуля», «колокольчики», «колыбельная».

      б) сочетание мягкой атаки с опорой звука тренируется в игре «Дрессированные собачки», «Птичий двор».

      в) Большое внимание уделяю работе над дикцией, диапазоном звучания, силой голоса, темпом речи.

      Все эти компоненты речи прекрасно тренируются на скороговорках и стихотворениях. Я предлагаю детям такие упражнения, как «летний день», «В зоопарке», «В лесу».

      Эти упражнения тренируют четкое произношение согласных на конце слова и могут сочиняться вместе с детьми.

      г) Для тренировки диапазона звучания предлагаю игру «Самолет», «Чудо лесенка»

      Дети должны понять, что голос похож на музыкальный инструмент и может звучать то низко, то высоко, то постепенно понижаться, то повышаться.

      Говоря о силе голоса, можно предложить детям игру «Придумай диалог», где героями могут быть Людоед и Кот в сапогах или Слон и мышка.

      Скороговорки помогают формировать правильное произношение, артикуляцию, тренируют дикцию, помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы. Скороговорки разучивать необходимо коллективно, начиная медленно, четко, активно произносить каждый слог, постепенно убыстряя темп. Полезно проговаривать скороговорки четко, на хорошей опоре, громким шепотом, чтобы они могли быть услышаны на расстоянии.

      Так же активизирует речевой аппарат произнесения скороговорок беззвучно, энергично шевеля губами (как глухонемые). В своей работе используют такие игры со скороговорками, как: «Испорченный телефон», «Ручной мяч», «Змейка с воротцами», «Фраза по кругу», «Главное слово».

      Одна из сложных задач «петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него»

      На занятии учу детей петь без музыкального сопровождения. У детей формируется более устойчивый ладотональный слух. Характерным в этой работе является следующий прием: я играю музыкальное вступление, дети начинают петь без музыкального сопровождения, если они ошибаются, нечисто интонируют, я поддерживаю их голосом, а с концом песни играю последнюю фразу, проверяя точность попадания в тональность.

      Такая работа приучает детей слушать себя, своих товарищей, оценивать качество исполнения. Кроме того, у них развивается устойчивый навык правильного, точного интонирования в самостоятельной музыкальной деятельности.

      Большое значение при обучении детей пению на музыкальных занятиях занимают музыкально-дидактические игры и упражнения

      Они заставляют детей думать, решать, ставят их в поисковую ситуацию, развивают музыкальные способности, помогают более успешно усваивать певческие навыки и умения, делая их устойчивыми.

      На занятиях использую такие детские игры как «Бубенчики» - для сопоставления трех звуков, различных по высоте. «Музыкальное эхо» - для развития музыкального слуха и частоты интонации. «Ученый кузнечик» - для формирования ладотонального слуха; «Воробьи» - для сопоставления 3-х звуков.

      Также на своих занятиях предлагаю детям творческие задания. Такие задания развивают способность к импровизациям. Предлагаю занятия в определенной последовательности. Сначала они находят вокальные интонации: поют, называют свои имя и различные переклички.

      Например: «Таня, где ты?» - «Я здесь».

                             «Как тебя зовут?» - «Марина»

                             «Здравствуйте, ребята» - «Здравствуйте»

                             «Какое время года?» - «Зима»

                             «Какое у вас настроение?» - «Хорошее»

      Предлагаю детям самостоятельно сочинять мелодии к стихотворению. Это очень сложно для них. Сначала они теряются, у них плохо получается, но со временем они начинают сочинять свои мелодии, разные по звучанию.

      Огромное значение имеет пение без музыкального сопровождения (а, капелла). Оно помогает развить точную вокальную интонацию.

      Так же надо привлекать хорошо поющих детей к индивидуальному исполнению. Можно распределить детей на 2-е подгруппы: поющие исполняют запев и припев (более сложный).

      Развитие вокально-хоровых навыков, упражнения на развитие слуха и голоса, певческие импровизации способствуют становлению разносторонней певческой деятельности.

      Такие занятия приносят большое удовлетворение и ребятам и мне. Заметила, чем богаче и конкретнее знания и опыт у детей, тем интереснее проходят занятия, повышается детская активность, дети не скованны, проявляют свое творчество. Поэтому на будущее в своей работе наметила планировать и работать над этой темой.

      В работе над этой темой использовала книгу «Методика музыкального воспитания в детском саду» - автора Ветлугиной

Кн. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников» - автор Э.Г.Чурикова. В предлагаемой книге подобраны игры, упражнения, методические рекомендации по всем видам деятельности, авторские сценарии для детского театра

Кн. «Учите детей петь» - автор Т.М.Орлова и С.И.Бекина, в которой подобраны упражнения, полевки, песни для детей 6-7 лет с требованиями программы музыкального воспитания детей дошкольного возраста

Журналы «Музыкальный руководитель» - №5, 2005 г. и №1, 2006 г.